понедельник, 11 мая 2015 г.

Дискриминация на работе

Часто на русскоязычных форумах всплывает вопрос про дискриминацию при попытке устроиться на работу. Ну типа даже на интервью не зовут, если у тебя имя нешведское.
А уж россиян особенно бояться, потому что у нас КГБ и Путин.

Фотка из моего резюме

Сегодня я хочу поделиться заметками, которые я сделала на моей новой работе.

********

История 1. Консультант

На второй день моего пребывания на работе, заходит моя коллега к нам в кабинет и интересуется, занята ли я. Так как первое время у меня даже компа на рабочем месте не было, не говоря уже о логинах и паролях, то я была совершенно свободна.

Коллега предложила присоединиться к небольшому мозговому штурму, который они устроили в соседнем кабинете. Мне было конечно же приятно, что я еще ничего не понимаю, но меня уже зовут пообсуждать статистические методы, которые подходят для анализа определенных данных.

Ну вот значит сидим мы втроем: я, коллега и приглашенный консультант. Они обе молодые шведки, лет по 27.

И вдруг я замечаю, что у консультанта на руке татуировка на чистейшем русском языке выведена красивыми прописными буквами. Как вы понимаете, дальше я уже ни на чем сосредоточиться не могла.

В конце совещания я, набравшись смелости, спросила разрешения посмотреть всю надпись целиком.

Пока я читала ее, мои глаза делались все шире и шире.
Надпись гласила: "Я хоть и злая, а все-таки я луковку подала."
Оказалось, что это известная цитата из Достоевского "Братья Карамазовы". И это любимая книга владелицы татуировки.


История 2. Программист

Если кто не знает, я неравнодушна к компьютерщикам. На новой работе, пока мне давали комп и все пароли, я краснела, потому что так искренне и лучезарно мне давно молодые мальчики не улыбались. Я уж подумала, что новая работа мне лет 10 скинула, раз мне двадцатилетний системный администратор глазки строит.

А потом он набрался смелости и спросил, русская ли я. Я подтвердила, а он рассказал, что его прабабушка и прадедушка - тоже русские, из Петрозаводска. И что они переехали в Швецию еще при Великой Октябрьской Революции. И что он раньше по-русски говорил, когда маленький был, а потом забыл. И что он несколько раз в Россию ездил, потому что в Питере очень красиво и люди там, по его мнению, очень добрые.


История 3. Экономист

Я сижу в кабинете вместе с подружкой-статистиком и парнем-экономистом. И вот как-то этот экономист мне заявляет, что он однажды пил чай из са-мо-ва-ра. И рассказывает, что это было в те далекие времена, когда он студентом был и учился по обмену в США. Он там, помимо экономики, изучал русскую поэзию. И на последнем уроке они пили чай из самовара с вареньем и конфетами.


История 4. Бухгалтер

А бухгалтер у нас вообще русская. Татьяна зовут. Мы иногда болтаем с ней у кофе-машины.


****************

Мораль:

Меня никто не дискриминирует. Люблю шведов!

18 комментариев:

  1. В группе Моя Швеция в контакте при обсуждении новых поправок в закон о миграции Швеции большинство комментариев было из разряда: "правильно, давно пора", "и так много понаехало". И это, как я понял от самих понаехавших.
    Лиза, а тебе приходилось сталкиваться с такими людьми?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Хихи. Я сама такая )))

      В России таджики хотя бы работают. А здесь своих "таджиков" полно и они разных национальностей, культур и вероисповеданий. Большинство бежали из своих стран от войн. И это конечно грустно. Но так как Швеция их приютила: оплачивает им жилье, еду, одежду и т.д. и т.п. Очень часто такие люди не спешат выходить на работу или не учат язык, они просто живут на социале и конечно это раздражает, ведь "банкет" оплачивается из налогов.
      Да, еще к тому же они от скуки и культурных особенностей периодически стреляют в друг друга или машины жгут, а это уже совсем грустно.

      Удалить
    2. Да, это не может не огорчать. Моя жена часто смотрит TLS. В Великобритании очень много людей, при чём самих британцев, которые живут на соц.пособия и ничего не делают. Вообще. Жиреют и захламляют дома. Это грустно, где бы это не происходило.

      Удалить
  2. И почему меня все это не удивляет?:)))))

    Лиза, ты сама знаешь : как ты относишься к людям, так и они отнесутся к тебе)))) Ты добрая, общительная, как тебя можно дискриминировать?:)

    Но я не устаю поражаться тому, что иностранцы читают Достоевского!!! Из моих знакомых никто его не читал. Включая меня саму))) Осилила только "Преступление и наказание" и "Униженные и оскорбленные".

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, дорогая Катя!

      Да, меня тоже Достоевский никак не цепляет. Может переводчик был талантливым? )))

      Удалить
  3. Вот звизда она и есть звизда :-))) И никак её не спрятать. :-))

    Когда сбираетесь на повышение? Месяца через два? :-)))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо!
      До повышения надо еще немного показать себя ))) А то недостаточно высоко повысят ;)

      Удалить
  4. А мне фотка понравилась :-) Сразу видно - человек довольный, несущий позитив в массы :-))) Никогда не понимала этих "сурьёзных" физиономий на документах, резюме и т.д.

    ОтветитьУдалить
  5. Лиза, ты о разных вещах пишешь. Дискриминация - это при приеме на работу. И тут сложно сказать, сколько раз иностранное резюме выкинут в корзину. У меня, например, было такое несколько раз - я полностью подхожу на вакансию, но берут шведа без опыта. Так что я бы так категорически не утверждала.

    Конечно, можно это как-то по-другому назвать, типа личная химия не сработала, но факт остается фактом - работа досталась аборигену.

    А ты пишешь о дискриминации на работе. Ну тут как бы я не очень поняла - тебя взяли на работу и дискриминируют? Это вряд ли. И не убедил меня пример, что у девочки татуировка с русской фразой. Не уверена, что те, кто татуирует себе китайские иероглифы, действительно готовы работать с китайцами. По-моему, вообще разные вещи.

    Так что как там на самом деле происходит - сие нам не известно. Но вот, например, когда я звонила в Миграционную службу и говорила с чиновником сама, то была послана, а когда трубку взял мой муж - то там был совсем другой разговор и на других тонах ))) Поэтому надо, конечно, мыслить позитивно, но я бы не стала сбрасывать со счетов возможную дискриминацию. Се ля ви.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Согласна с вами на 100%. Конечно, предпочтение отдадут шведу. Но опять таки, смотря как повезет. А на счет понаехавших, то меня больше смущает не сам факт их приезда и проживания, как непокорство местным законам и традициям, особенно это касается мусульман (хотя я ничего против не имею против их религии). Если уж приехали в Европу, так живите по-европейски. Им выпал чудесный шанс жить в цивилизации. А потом взрывы как в Париже.. они несут часть своей культуры и не хотят подчиняться местной, вот в чем печаль. Почти каждые выходные вблизи моего района собираются арабы и поют свои песни, да так, чтобы их слышали все - включают колонки на всю площадь. Иногда складывается такое впечатление, что я не за фруктами вышла, а нахожусь на рынке где-нибудь в Марокко. Но ведь шведы народ толерантный, они все принимают как надобное.
      И еще я заметила странную тенденцию, что вот таким мигрантам, бедным и несчастным, более охотно дают вид на жительство. Может нас больше боятся? :-) К слову говоря, коллега моего мужа как-то хотел приехать в Киев. Но побоялся. Он так же хотел забрать своего друга-шведа с собой, для уверенности. Оба ищут спутниц. Так вот, друг сказал, что если он вернется целым и не вредимым, то в следующий раз точно с ним поедет! :-) Они свято верят, что у нас царит криминал и даже по улицам ходить страшно.

      Лиза, спасибо за пост. Всегда интересно читать ваши статьи.

      Удалить
  6. Да, фотка подходящая на тему: "Выберите меня и будет Вам счастье!"

    ОтветитьУдалить
  7. Лиза, добрый день
    У меня есть вопрос про дискриминацию. Мы с мужем недавно переехали в Стокгольм, вот прям совсем недавно (и двух недель не прошло еще). Муж работает в IT, оформляем документы, я пока что наслаждаюсь отпуском, но понимаю, что в ближайшее время мне придется делать выбор - работать, учиться, декрет?
    Декрет в приоритете :) ибо пора... но я дома чокнусь, да и деньги нужны.
    1) вопрос номер раз - как шведы относятся к тому, чтобы брать на работу на ранних сроках? т.е. если я выйду на работу, а через пару месяцев пойму что с декретом все получилось - стану ли я объектом всеобщей ненависти :)
    2) вопрос номер два - возможно ли совмещать - работа/учеба/декрет здесь. Потому что у меня опыт работы 10 лет, но в Москве, и там кроме работы времени не хватало категорически не на что больше, все бегом.

    заранее спасибо за ваш ответ :)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Добрый день!

      Ничего не бойтесь. Устраивайтесь на работу и беременнейте ))) Все подождут.

      Совмещать работу и деток можно. Никто ругаться не будет. И задавать вопросы на эту тему тоже не имеют право на собеседованиях.

      Я знаю девочек и тетенек, которые и на 7-8 месяцах беременности на работу устраивались и контракт подписывали.

      Сидеть дома с новорожденным - это нормально и естественно. Все это понимают.

      П.С. Конечно можно попасть в странную организацию, где на беременность сотрудников посмотрят криво. От этого никто не застрахован. Но это реально должно быть змеиное улье и вероятность того, что вы этого не заметите, собираясь подписывать контракт, очень низкая. На такую работу смотреть не стоит.

      Желаю Вам осуществить все задуманное!
      Л.

      Удалить
    2. Лиза, спасибо большое! Прямо камень с души)

      Удалить