среда, 21 ноября 2012 г.

Специальности и предметы в университете

Это рассказ о поступлении в университет в Швеции тех, кто УЖЕ проживает в Швеции. Для иностранных студентов, которые приезжают по обмену, несколько другие правила и законы.

В Швеции можно поступить на специальность или на отдельный предмет.
Специальность
На специальности в университете обычно поступают те, кто получает высшее образование в университете "с нуля", то есть сразу после окончания школы-гимназии. Специальности в Швеции называются "Кандидатпрограмм" - Kandidatprogram. Например, я сейчас учусь на программе "Национальная экономика и статистика" (Nationalekonomi och statistik, 180 hp).

Программа изучается в течение нескольких семестров, которые называются "termin". Количество полученных баллов за семестр указывается в специальных единицах, которые называются "очки высшей школы" - "hp" - "högskolepoäng". (1 неделя обучения = 1,5 hp)

Отличается учеба с полной занятостью (heltid) и с частичной занятостью (deltid). Учеба с полной занятостью предполагает 40 часов в неделю. За один семестр, то есть полгода, при полной занятости можно получить 30 hp. То есть в год это 60 hp. Отсюда считаем, что программу в 180 hp я могу пройти за три года. Длина программы зависит от того, что изучаем. Чтобы быть экономистом надо проучиться три года, чтобы быть врачом надо учиться дольше. Это и к лучшему ))))

Диплом дают, когда окончишь специальность и напишешь дипломную работу (Uppsats). Но можно один или несколько семестров пропустить и не учиться совсем, или учиться с частичной занятостью, тогда программу закончишь за четыре-пять-или-больше лет ))))) А можно ничего не пропускать, но набрать ненужных предметов из разных областей и учиться-учиться, но диплом не получить никогда )))))))))))

Каждая программа содержит определенный набор предметов, которые называются "kurs". В описании программы может например стоять:

Семестр 1-3 - обязательные курсы
Семестр 4 - курсы по выбору студента или учеба за границей. Иногда в зависимости от специальности, курс может быть обязательным, а студент может выбрать, учиться в родном университете или поехать изучать этот обязательный предмет за границей.
Семестр 5 - обязательные предметы, связанные со специализацией.
Семестр 6 - обязательные предметы плюс экзаменационная работа.Фишка в том, что если ты поступил на программу, то ты в обязательном порядке получаешь "место" на тех предметах-курсах и в той последовательности, что указана в описании программы. Чтобы подстраховаться, народ поступает не только на программы, но и на "отдельностоящие" предметы ("fristående kurs").

Отдельные предметы
Мои первые полгода в Стокгольмском университете я училась на отдельностоящем предмете "Национальная экономика 1". Это значило, что если я хочу дальше продолжать учиться, то мне надо еще раз поступать. Либо на отдельностоящий предмет, либо на специальность. Мне удалось поступить на специальность. Так как в мою программу входит тот предмет, который я уже прошла. Мне его засчитывают автоматически. Заново проходить не надо будет.

В среднем все стараются поступать на отдельные предметы, которые длятся полгода (4 месяца), но иногда поступают только на определенную часть, например, если человек в прошлый семестр не сдал один из четырех экзаменов, то он поступает только на эту часть предмета.

Система шведского образования сильно отличается от системы Российского образования. Мне было сложно привыкнуть ко всем терминам и особенностям. Даже теперь я не могу сказать, что я ВСЕ понимаю ))) Если у Вас возникли вопросы или Вы хотите что-то уточнить, я  жду Ваших вопросов.

Изначально эта статья была опубликована в моем любимом блоге "Русские в Швеции"

8 комментариев:

  1. продолжайте в том же духе, очень интересно про образование в частности

    ОтветитьУдалить
  2. 40 часов в неделю по heltid - это именно 40 часов занятий в аудитории или сюда включена самостоятельная работа?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Это все вместе. Иногда бывает, что работа в аудитории 10 часов в неделю, а иногда и 20. Зависит от предмета.

      Удалить
  3. Лиза, поздравляю с поступлением! А где бутылка? ))))

    40 часов - это все вместе, с самостоятельной работой... Но на деле больше получается. Да же Лиза? )))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Хитрая ты! У меня экватор скоро, а ты вспомнила, что я не проставлялась )))))

      Удалить
  4. Лиза, я так понимаю, что шведское ( да и западное в целом) это узконаправленное образование и подходит только в западных или западноориентированных странах для работы.
    В связи с этим мне непонятны всякие программы студенческих обменов - ведь в РФ применить такие навыки невозможно.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Хм... Я совершенно не согласна с утверждением об узконаправленности западного образования. Я изучала статистику и математику и все курсы-предметы были "универсальными", то есть в любой стране они применимы.
      А уж об микро и макроэкономике и говорить нечего. Эти блоки так и называются "национальная экономика", потому что изучение экономических процессов идет на глобальном уровне.

      На тему применения университетских знаний в России: это вообще-то достаточно щепетильная тема. Потому что в России тысячи людей с высшим образованием, которые и дня не проработали по специальности, нередко и потому что, работая по некоторым специальностям, невозможно себя и семью прокормить.

      Удалить