среда, 26 декабря 2012 г.

Календарь и время

В Швеции действует только один часовой пояс. Существует зимнее и летнее время. Время зимой от московского отстает на три часа, а летом - на два часа. Потому что сейчас в России на час назад-вперед не переводят.

В Швеции не принято опаздывать. Если человек опаздывает, то он обязательно позвонит и предупредит об этом. Особенно это заметно, если я сижу в поезде, который непредвиденно остановился. Все  пассажиры одновременно начинают звонить на работу, домой или знакомым и предупреждать, что они задерживаются.


Неделя в Швеции, как и в России начинается с понедельника и заканчивается воскресеньем. Рабочие дни с понедельника по пятницу. В Швеции очень много различных праздников, по поводу которых делают выходные дни. Накануне праздника рабочий день является сокращенным. Люди работают примерно до 12 часов дня в зависимости от организации.


Еженедельник


Обязательно у всех есть свои календари и ежедневники. Сейчас многие отказываются от бумажных в пользу электронных в телефонах или компьютерах. Все всё планируют заранее. Отпуск, ужин с друзьями, поход в кино, поездки и т.д. В университете расписание составлено таким образом, что нет двух недель с одинаковым расписанием занятий. Каждая неделя уникальна.

Если спросить у шведа: "Когда у тебя отпуск?", то ответ будет скорее всего таким: "На 23 неделе". Любой швед поймет этот ответ, а для нас это странно. Мы ожидаем услышать, например: "У меня отпуск в мае". А ничего странного швед и не сказал, он просто имел в виду, что у него отпуск на 23 неделе от начала года. Например в 2013 году, это будет с 3 июня по 9 июня. До сих пор я не понимаю, как им удается помнить нумерацию недель. Я не могу воспринять адекватно предложение: "Давай поужинаем на 4 неделе в среду". Если у меня нет еженедельника перед глазами, то я просто теряюсь.

Я тоже приобрела себе еженедельник. Выбрала небольшой, чтобы было удобно носить его в моей сумочке. Без него я уже себя не представляю. Это моя голова и память. Я специально выбрала такой, чтобы расположение дней недели было похоже на то, к которому я привыкла в обычной советской-российской средней школе )))))
Ежедневник простой студентки-домохозяйки. 
Так сложно и красиво выглядит любая моя учебная неделя.
Вверху страницы в уголке указан номер недели.

Мой ежедневник я купила в Akademibokhandel. Стоит 109 крон.


Обозначение дат


Еще интересно, что шведы обозначают даты не так, как принято это в России.
Например, сегодня 26 декабря 2012 года.
В Швеции я могу это обозначить так:
12.12.26 и 2012.12.26 - то есть сначала год, потом месяц и день - через точки
26/12-2012 и 26/12-12 - день, дробь месяц, тире год


Произношение номера года

Когда  шведы произносят год, то они говорят в переводе на русский так:
1976 - девятнадцать сотен семьдесят шестой год.
Это действует до 1999 года включительно. Все двухтысячные года произносят так же, как мы говорим в России:
2004 - две тысячи четвертый.
Эта особенность прочтения цифр распространяется не только на года, но и на цены. Например можно сказать, что билеты стоили "двадцать две сотни крон", имея в виду 2200 крон.
Другие цифры, не относящиеся к годам и ценам, читаются обычным для нас образом.
Например, 1947 домов: тысяча девятьсот сорок семь домов.

2 комментария:

  1. Очень непривычно считать недели как в бухучете. Мы проворонили время уборки от снега придомовой территории. Хозяин нас не предупредил. Список дежурств я обнаружила, когда мой любимый 75 -тений дедушка-сосед чистил парковку от гигантских снежных сугробов.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Лучше поздно, чем никогда )) Да и потом, Вы же иностранцы, а объявление наверняка на шведском было.

      Удалить