четверг, 22 мая 2014 г.

Проезд зайцем

В Швеции проезд или проход без билета называется "planking". Кстати, у этого термина есть и второе значение, которое здесь употребляется гораздо реже ))))

Ну так вот, "планкинг" - это когда например человек без билета на какой-то концерт через забор перелезает. Ну или в метро за кем-то пристраивается, чтобы через турникеты пройти.

Сегодня я Вам буду рассказывать именно о проезде зайцем в общественном транспорте. Про транспортную систему Стокгольма в общем я уже писала тут.


Цена проезда

Проездной в Стокгольме на 7 дней стоит 300 крон, на месяц - 790 крон для взрослого, 560 для студентов и пенсионеров. Туристам по центру доехать до музея какого-нибудь и обратно в гостиницу - 40 крон в одну сторону.
Курс ориентировочный: 10 крон = 1 евро.


Вход и контроль

В автобусах в Швеции все заходят через переднюю дверь и прикладывают свои проездные к специальному сканеру, ну или водителю телефоны со специальными смс показывают, которые являются единоразовыми билетами. Существуют различные программки на телефонах, которые создают фальшивые смс-билеты. Водитель особо не смотрит на коды, которые ему в смс показываешь, поэтому такой способ достаточно "верный", чтобы сэкономить.

Чтобы пройти в метро или к электричкам, то проездные прикладываешь к сканеру у турникетов. Те, которые хотят ехать зайцем, просто встают вплотную к тому, кто проходит с проездным, и совесть их потом не мучает.

Контроллеры бывают не часто. За мои 4 года здесь я примерно раз 30 показывала свой проездной на выходе из метро. Обычно они стоят в часы пик на центральной станции Стокгольма или по утрам на станции метро Университет.

Штраф

Понятно, что если человека не ловят, то может пострадать только его карма. Но с другой стороны, человек будет довольным, что обошел систему. А так-то такое поведение является нарушением закона и, если же зайца поймают, то есть два пути. Если такой заяц соглашается показать свои документы, раскрывает свою личность и соглашается подписать документ о нарушении проезда, то ему вешают "нарушение договора" и специальный счет за это в размере 1200 крон. Счет должен быть оплачен в течение 10 дней.

Если человек "забыл документы дома" или пошел в отказ, то ему грозит обвинение в мошеннических действиях, денежный штраф и до 6 месяцев тюрьмы.

Транспортная компания Стокгольма

Газета Метро утверждает, что 1 миллион человек каждый месяц ездят без билета в коллективном транспорте Стокгольма. (Я думаю, что они имеют в виду 1 миллион случаев, а не человек.) На этом компания теряет 238 миллиона крон ежегодно! Обычно "зайцы" активируются после вечером и в выходные дни. Особенно в районах на окраине столицы (привет, Norsborg, Rågsved och Hässelby gård). Средний возраст безбилетников - до 27 лет.

За последние два года транспортная компания Стокгольма поменяла турникеты почти на всех станциях. Раньше они были по пояс и их можно было легко перепрыгнуть. Сейчас они выглядят как стеклянные двери в человеческий рост. Благодаря этому количество зайцев уменьшилось.

Профсоюз безбилетников

Как известно, шведов хлебом не корми, дай за права побороться. В общем, любители и профессионалы-халявщики организовали свой профсоюз. Стоимость - 100 крон для жителей Стокгольма, 150 крон для жителей Гетеборга (это тоже крупный город в Швеции). За эти деньги ты становишься членом тайной секты. В общем, становишься зайцем с членским билетом. Ты обходишь турникеты, не платишь за проезд, пользуешься фальшивыми смс-билетами, но! Если тебя поймают, ты гордо показываешь паспорт, подписываешь бумажку, что да, нарушал. Потом платишь счет за безбилетный проезд и отсылаешь его в этот профсоюз. И они тебе деньги возмещают! А также, если нужно, предоставляют юридическую помощь.

Не подумайте, что профсоюз - это "воровской общак" ))) нет. Это уже идеологическая организация. Они выступают за то, чтобы общественный транспорт был бесплатным. Ведь контроллеры, турникеты, продавцы билетов, аппараты для продажи билетов, полиция - все это стоит денег. Кроме того, так как пользование общественным транспортом достаточно дорогое удовольствие, то многие люди предпочитают ездить на машине, тем самым ухудшая экологию. В общем, профсоюз безбилетников за то, чтобы мы ничего не платили лично, но вся транспортная система оплачивалась из налогов и бюджета государства.

Я, боясь попортить карму, никогда бесплатно в Швеции не ездила. Мне легче проездной купить, чем каждый день бояться. Тем более, что лишних 1200 крон за штраф у меня тоже никак нет. Но информация интересная, правда?

11 комментариев:

  1. Правильно делают, когда ловят (злорадствую я :)))
    Порой, езжу у нас на пригородных электричках, ходят там контролеры , так перед ними просто табун "зайцев" бежит, чтоб не поймали. Затем весь этот табун выбегает на перрон и несется назад, в тот вагон, который контролеры уже прошли. Естественно, контролер видит этих безбилетников, но ничего не делает. Мне сложно понять взрослых людей, которые так бегают. Лично я со стыда сгорела бы на месте, если бы пришлось вот так бежать. И довольства не испытала бы точно. Да и нервы вот так трепать- неужели нравится? Сидишь и постоянно оглядываешься :идут-не идут.

    А в Швеции мы однажды из Вестероса ехали не по билету ,а по распечатке. Не дошло, что надо было в терминале на вокзале распечатать. Ох и разволновалась я!:))))
    Кондуктор нам объяснил, что к чему, потом у себя в машинке (не знаю как это называется:))) ввел код с нашей распечатки и все.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. О! Я же из Твери, так я на этих зайцев в электричках тоже в свое время насмотрелась вдоволь ))) Бедные сознанием и душой люди.

      Удалить
  2. А я-то грешным делом думала, что шведы - все честные такие))) Живя в Стокгольме, меня не раз посещала мысль, раз проезд такой дорогой, ну неужели никто зайцами не ездит? Муж уверенно говорил, что нет, ну как же так можно, все платят... Оказывается, не все)))
    Лиза, спасибо, за статью! Я в восторге!
    Если честно, может быть, бесплатный проезд - это перебор, но то, что цены на билеты в столице (да и не только в столице) реально завышенные - это да! Снизили бы цены, меньше было бы "заячих профсоюзов".
    А в России, помню, тоже пару раз бегала в электричке от контролера, когда в Ленинку ездила через день. Реально разориться можно на билетах бедному аспиранту))) Так еще и с мамой ездила, это именно она меня подбила на "побегать зайчиком". Адреналина много выбрасывается, потом странное такое приятное чувство, что "фиг государству, а не билет"!
    А ообще - за проезд надо платить, особенно, в Швеции, и не нарушать!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Тут я погорячилась, конечно) Если ездить каждый день или через день, то разориться можно.
      Но я вижу "зайцев" по выходным, когда к другу еду. Думаю, что там мало кто едет на работу и на учебу- в воскресенье-то:)


      Удалить
    2. Я не думаю, что цена на транспорт в Стокгольме слишком высокая. Мне не с чем сравнивать. Если у человека есть постоянный доход, то не думаю, что могут быть трудности с тем, чтобы купить себе проездной на месяц. Другое дело, что это существенный % от средней зарплаты. Вообще-то раз другой альтернативы добираться до универа у меня нет, я даже не думала, что могу сопротивляться покупке проездного )))

      Удалить
  3. интересненько...и обидно как-то за транспортную систему)

    ОтветитьУдалить
  4. Хм... а Ломтев тебя читает )))?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Редко. У него ни компа, ни телефона нормального нет ))))

      Удалить