суббота, 9 марта 2013 г.

Поведение в общественном транспорте - вежливость

Из наблюдений за шведами:

В общественном транспорте в Швеции не часто увидишь, как люди уступают место. А когда все же это происходит, то сначала человек, который сидит, спрашивает, не вставая со своего места: "Вы хотите сесть?" И только после утвердительного ответа встает. Таким образом, человек дает другому человеку выбор: согласиться или отказаться. Не навязывает свою вежливость. Очень характерно и любопытно )))

А у Вас какие есть наблюдения в общественном транспорте?

9 комментариев:

  1. Мне нравится что все садятся по одному и только когда все места у окон заняты подсаживаются. Уважение личного пространства-это потрясающе. Здоровающийся водитель автобуса- за гранью фаетастики вообще.
    Однажды была ситуация, когда автобус был ну очень переполнен а один подросток сидел с ногами на двух сидушках. Зашла женщина на остановке- лет 50, двинула сразу к этому парнише, вежливо спросила можно ли ей присесть, и он абсолютно нормально сел на ту сидушку где были его ноги. Я к тому, что мысли тут никто не читает и тот кто хочет сесть просто об этом просит.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Про чтение мыслей - точно! Все просто и ясно без намеков и размышлений на тему "мог бы и сам догадаться"

      Удалить
    2. Лично мне, при любых раскладах, конечно гораздо приятнее ехать в шведском автобусе, нежели в русском.
      На мой взгляд, шведы до сих пор придерживаются общих шведских правил поведения в транспорте.. Однако о паре моментов я, пожалуй, выскажусь.
      Итак:
      Велосипедная дорожка. Движение оживлённое. Две шведки, неожиданно встретившись с друг другом, слезают с велосипедов и начинают о чём-то болтать. Проезжающие мимо, в основном их просто объезжают. Я притормаживаю около них. Они меня замечают и и извинившись оттаскивают свои велики с дорожки.Нюанс в том, что они извиняются вполне искренне.Но этот нюанс содержит в себе свой "поднюанс":
      В первый момент их встречи и остановки, им конкретно пофиг - мешают они кому-нибудь, или нет. В этом смысле шведы - большие пофигисты.
      Разумеется, мне приходится несколько обобщать, однако это достаточно характерная шведская фишка.
      ...
      "Не навязывает свою вежливость. Очень характерно и любопытно )))...
      Абсолютно согласен!
      Однако у этого наблюдения есть и своя обратная сторона медали, которую, я бы мог, с вашего позволения, сформулировать так:
      Они не навязывают свою вежливость, однако они, частенько не предлагают свою собственную вежливость по отношению к другим.

      Удалить
    3. А в метро в Стокгольме как только двери откроются, все с перрона сразу ломятся в вагон, не дают людям выйти! Это меня удивило, у меня инстинкт со времен Минского метро -- поезд пришел и все сразу сбоку от дверей кучкуются, чтобы освободить проход выходящим:) А еще я только совсем недавно узнала, что на остановке, оказывается, тоже очередь есть! :)

      Удалить
    4. Ольга, в яблочко! Меня это каждый день удивляет и прямо возмущает ))) Держусь изо всех сил, чтобы не повоспитывать народ ))) Но понимаю, что их больше и уже не исправишь )))

      Удалить
    5. Освальд, да, действительно иногда шведы не догадываются, что своими действиями или поступками могут мешать людям. Но они же это не со зла. Просто им даже в голову не приходит.

      Удалить
    6. О да, больная тема.. )) Я воспитана Петербургским метро и там ломиться в вагон до дого, как все вышли а) физически трудно, б) опасно для здоровья. А здесь всем по фиг.. Еще убивает, что некоторые сидят до последнего, а потом, когда народ начинает входить, понимают, что им пора выходить.. Или встанут посреди дверей и по фиг им, что остальным не войти и не выйти.. И никто слова не скажет..

      Удалить
  2. У меня один раз был совершенно противоположный случай в пендельтоге. Меня практически силой))))) заставили сеть. Я по шведски тогда совсем не бум-бум была. Но nej, tack сказать могла)))) Но не помогло))))))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Будем считать, что тебе повезло. Я такого даже ни разу не видела здесь )))

      Удалить