понедельник, 17 декабря 2012 г.

Экзамен

Сегодня я расскажу про экзамен в университете.

Когда я учила Национальную экономику, то семестр у меня состоял из двух частей: Микроэкономика (сентябрь-октябрь), затем Макроэкономика (ноябрь-декабрь). В конце каждой части - экзамен. То есть два экзамена за семестр.

Сейчас уже второй семестр подряд я изучаю Статистику. И экзамены у меня по одному каждый месяц.

Регистрация

Чтобы участвовать в экзамене надо сначала зарегистрироваться. Делается это через интернет максимум за 10 дней до экзамена. Автоматически выдают личный код. Например, я писала экзамен по Эконометрии (Ekonometri), код был ЕК-0025. Буквы обозначают кодировку предмета, а номер - это мой номер по порядку. То есть он обозначает, что передо мной заявку на этот экзамен подали 24 человека и я была двадцать пятой.

Анонимность

Экзамен письменный и длиться 5 часов. Подписываем именем только обложку, а на листы с ответами ставим только код, полученный при регистрации. При сдаче работ обложки отделяют от самого ответа и преподаватель, таким образом, не знает, чью работу он проверяет.

Можно с собой иметь

На экзамен с собой надо иметь карандаш или ручку и удостоверение личности. На экзамене по статистике можно пользоваться калькулятором, зато на экзамене по экономике он запрещен. Кроме того, разрешено пользоваться словарем, но не толковым словарем, а например русско-шведским.
Первые мои экзамены я его с собой брала: заказывала заранее в библиотеке. Выбирала словарь хороший и потолще, страниц на 1500 ))) Боялась, что не пойму формулировку вопросов. Теперь уже словарь не ношу.

Писать экзамен можно ручкой или карандашом, это не имеет значения. Не имеет также значения, если графики выполнены по линейке или на глаз. Главное, чтобы нужные точки и линии находились в правильных местах.

Так как пишем экзамен долго, то каждый с собой приносит что-нибудь поесть. У некоторых это прямо пакеты с едой на столе стоят. Обычно это: бутылка воды (реже кола или энергетик), бутерброды, орешки-сухофрукты, шоколадка, банан-яблоко.

Аудитория

Аудитории для экзаменов расположены над библиотекой. Там очень тихий коридор, где нет занятий. В каждой аудитории около 200 столов, каждый на 1 человека. Получается около 30 рядов столов, по 7 столов в каждом. От одного студента до другого минимум метр-полтора.

Туалет

Конечно, пять часов просидеть без туалета нереально. Поэтому в аудитории есть три туалета: два обычных и один для людей на инвалидной коляске. Иногда рядом с туалетом стоит стол с часами и тетрадкой. Когда идешь в кабинку, то надо записать время и имя, а потом время, когда вышел оттуда.

День экзамена

Экзамен начинается в 9 утра. Я прихожу обычно заранее, чтобы купить кофе и булочку. В коридоре у аудитории постелено ковровое покрытие и мы сидим прямо на полу. Друг у друга спрашиваем: "Ну как оно? Готов?"

Рядом с аудиторией вывешены списки с фамилиями и кодами-номерами для тех, кто забыл записать-запомнить заранее.

Запускают в аудиторию за 5 минут до начала экзамена. Мы заходим и ищем номер своего стола, который обычно совпадает с номером, который выдается при регистрации на экзамен. Потом выключаем мобильники, достаем на свой стол нужные нам вещи, сумки и куртки вешаем на крючки вдоль стен.

На столах уже к этому времени разложены листки с экзаменационными вопросами, листы для ответов и черновики. Своей бумагой пользоваться нельзя. Заполняем обложку. Только ровно в девять утра контролеры разрешают приступить к ответам.

Вопросы все общие, для всех студентов. Нет такого, как в России, какой-кому билет попадется. Нет и первого-второго варианта, как в русских школах. Все получают одинаковые задания.

Пишем-пишем.

Потом, когда сдаем листы с ответами, то себе на память я обычно оставляют черновики с решением и сами вопросники, на которых пишу свои ответы. Когда уже выхожу в коридор, то сравниваю с остальными ребятами.

Листок с формулами

Удивительно, но на экзамене разрешено пользоваться листком с формулами. Этот листок приложен к листам с вопросами. Формулы выбирает преподаватель и обычно это только те, которые мы изучили в текущем периоде. Те формулы, что мы изучили в прошлый месяц и по чему уже сдали экзамен, на новом листке с формулами стоять не будут.

С этим я встретилась и в школе для взрослых на сдаче "Математики" и в университете на сдаче "Статистики". На сдаче Микро и Макроэкономики пользоваться формулами нельзя.

Оформление

Никаких требований по оформлению работ нет. Вообще. Главное, чтобы все по теме было написано понятным языком.


Если человек на один вопрос пишет два разных ответа, то оценивается тот, который хуже. То есть, если вопрос звучит: "Сколько будет 2 + 5". А я пишу ответ: "Будет 7 или 8". То учитель будет оценивать ответ: "8" и поставит мне за этот вопрос 0 баллов. Правильный ответ будет проигнорирован.


Опоздание

Опоздать на экзамен можно максимум на 30 минут. И ровно это же время нужно отсидеть на экзамене, если понял, что вопросы сложные, хочешь сдать чистый лист и пойти на пересдачу. Чтобы тот, кто уходит, не помог тому, кто опаздывает, в коридоре прорешать задачки )))

Контролеры

Не знаю, как обозвать этих милых трех старушек, которые присутствуют на экзамене. По-шведски, они называются tentavakt, что дословно переводится как "охранник экзамена". Они приходят чуть-чуть заранее, вывешивают списки на стенд, проверяют удостоверение личности, проверяют, чтобы экзамен проходил по правилам.

Конечно не все контролеры милые, но последний год мне попадаются именно такие.

Жульничество

Я не знаю о таких случаях. Сжульничать со шпаргалками реально, но цена слишком высока. Если поймают, то отстранят от учебы на полгода. Тогда теряешь стипендию и нужно будет искать работу. Да и поступать заново тоже не всем охота. Кроме того, теряешь уважение и общение товарищей.

А если понадеется на помощь соседей по парте, так это вообще труба. Никто подставляться не будет.

Мобильные телефоны и другая аппаратура


Мобильники обязательно отключить и оставить в сумке. Если во время экзамена зазвонит телефон, то надо признаться чей это. Если человек не признается, то контролеры могут сами достать его из нужной сумки и человек в любом случае будешь оштрафован за то, что побеспокоил других студентов во время экзамена. Ему нельзя будет писать уже этот экзамен и плюс нельзя будет учиться в университете полгода.

Лектор


Ответственный за курс преподаватель приходит в аудиторию два раза за экзамен. Например в 10 утра и в 13 часов дня. Он проходит между рядами, смотрит, все ли в порядке. Некоторые лекторы могут помочь даже. Например, можно поднять руку и показать какое-нибудь решение. Препод ничего не скажет, но посмотрит выразительно. Иногда лектор может сам карандашом написать на твоем листе подсказку, но сразу же молча потребует ее стереть, чтобы никаких следов не оставлять.


Пиво

Так как я большой любитель всех организовать, то у нас с друзьями появилась традиция пить пиво после экзамена. Не важно: сдал или не сдал, но пиво идут пить все. Так как у нас экзамен один раз в месяц и еще раз в месяц переэкзаменовка, то пиво пьют в нашей группе два раза в месяц. Для меня это слишком часто, да и дочку надо из садика забрать вовремя и не пьяной ))) поэтому я хожу на такие посиделки не каждый раз.

В прошлый раз, когда я ходила нас собралось 25 человек. Сидели в месте, которое называется Vasa's, находится оно рядом с Student Palatset и считается одним из самых дешевых в городе. Пиво стоит 27 крон, что почти в полтора-два раза дешевле, чем в остальных местах.

Пиво мы начинаем пить в 14-14:30, то есть сразу после экзамена. Сидят все не до ночи, а кто как может. Один может часик сидеть, второй до полуночи. По-разному.


Проверка работ

Работы должны быть проверены в срок до трех недель. Реально на это уходит две-три недели в зависимости от количества человек в потоке. Оценки мы проверяем на специальном сайте в интернете, а сами работы можно получить в специально назначенное время (tentagenomgång), где лектор объясняет правильное решение, по каким критериям оценивались работы и раздает наши листочки.

Так как критерии оценки и само решение мы знаем заранее, то приходят на такие мероприятия обычно только забрать свои бумажки.

Преподаватель или администраторы университета не имеют право сообщать мою оценку другим студентам или вообще третьим лицам. Когда они вывешивают списки с оценками на стенд, то там нет фамилий. Стоят даты рождений, программа обучения и оценка. Все анонимно.

Оценивание

Обычная шкала от 0 до 100 баллов, но я сдавала экзамены по 40 баллов максимум. Каждая задача или задание дает определенное количество баллов. Заранее знаешь или можешь угадать, что сколько "стоит". Потом есть шкала по которой эти баллы переводят в оценки-буквы.

Например такая: A - это высший балл (обычно 90-100), B - это типа четверки (80-90), C - четверка с минусом (70-80), D - тройка или четверка с двумя минусами (60-70), E - тройка или экзамен сдан (50-60), F,Fx - две оценки двойки, одна обозначает, что не дотянул до зачета, а вторая обозначает что-то пытался сделать, но это оказалось совершенно не то )))

Иногда учитель в течение учебы дает возможность получить бонусные баллы, которые идут в помощь на экзамене. Например по Микроэкономике можно было написать контрольную работу в десять вопросов с оценкой между 0 и 10 баллов. Если человека устраивает полученный балл, то он может не писать вопрос номер 1 в уже настоящем экзамене. Контрольные работы не только облегчают жизнь на экзамене, но и мотивируют студентов учиться не в ночь до экзамена, а в течение всего семестра.

На другом предмете у нас давали 8 бонусных баллов за посещение семинаров и активное участие на них. Причем эти баллы шли не вместо какого-то вопроса на экзамен, а в плюс экзаменационным баллам. То есть, если я написала экзамен на 100 баллов (уже оценка А - пятерка) и у меня еще плюс 8, то всего будет 108 баллов (но больше чем А - пятерку уже не поставят)))). Если я написала экзамен на 45 баллов (F - двойка), то плюс 8 баллов дают 53 балла (уже зачет).

Пересдача

Пересдавать можно только если не писал совсем, сдал пустой листок или написал на двойку. Пересдача выглядит точно также, как и экзамен. Пересдавать можно только один раз в ходе своего семестра. Если вовремя не удается пересдать или провалить пересдачу, то нужно будет пересдавать уже через полгода с другой группой и возможно с другим преподавателем.

Если что-то еще интересно, а я здесь не рассказала, то задавайте свои вопросы в комментариях. Я обязательно отвечу на них )))

Еще возможно попозже сделаю отдельный пост про то, как мы к экзаменам готовимся.

10 комментариев:

  1. Лиза, а у вас идет один предмет за раз? У нас 2.
    У нас нету А-Е, только в комвуксе, у нас U, G и VG. Никаких черновиков брать с экзамена нельзя, даже экзаменационные вопросы нельзя. Калькулятор выдают, т.к. в свой можно забить формулы. Туалет начинает работать не сразу, а через час где-то, потому что типа в туалете можно быстро послать смс опоздуну с решением всего экзамена (вот умельцы, а).
    Бонусных баллов никто пока не давал, может, потом когда-нибудь. За контрольные начисляют högskolpoäng, т.е. контрольная столько-то, экзамен - столько-то, весь курс - 15 hp. Словарь низя, но микроэкономист писал по-шведски и по-английски, то же самое задание. И еще я звонила преподу, она мне переформулировала фразу, т.к. я вообще не поняла из задания, кто у кого что то ли купил то ли продал ))) Но не более ... Иногда преподы ходят сами, иногда сидят на телефоне, но обратиться с такими несостыковками можно. Тогда еще делают объявления в аудитории, типа, строчку такую-то понимать так )))
    Жульничество - если поймают, сразу к ректору на ковер. Я не знаю, насколько строгое наказание, возможно, что там индивидуально как-то, но то, что этот факт навсегда останется в бумагах вуза, уже является мощным сдерживающим фактором )))
    Так что работать и учиться - это вообще не вариант. Слишком много всего )))

    ОтветитьУдалить
  2. Лиза, отличный пост, спасибо! Было бы здорово узнать или вы можете дать совет - как трудно поступить в университет? Что для этого нужно? И какой уровень языка должен быть, чтобы не чувствовать себя кхе-кхе неудобно, скажем так?... Спасибо!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Пожалуйста )))

      Инструкцию про поступление в университет уже живущим в Швеции я писала вот здесь:

      http://russiansinsweden.blogspot.se/2011/11/1.html
      http://russiansinsweden.blogspot.se/2011/12/2.html
      http://russiansinsweden.blogspot.se/2011/12/3.html

      Да-да. Инструкция состоит из трех частей )))

      Удалить
    2. Про уровень языка

      После SAS B поступай и не ошибешься ))) Когда я пошла в универ, я читала хорошо, понимала на слух нормально, а говорила очень медленно и боялась-стеснялась к тому же. Но учеба в универе все исправила и очень много мне дала в плане языка. Так что главное начать!

      Удалить
  3. Можно я про уровень языка добавлю? Сейчас же поменяли систему, мы изучаем svenska som andraspråk 1,2 и 3. Так вот, в шведском интернете вообще разброд - какой уровень требуется для универа. Кто-то пишет, что 1 соответствует уровню А, 2 - В. В HSV как будто вообще о новых названиях не слышали и все еще svenska B называют. Какие-то вузы пишут, что принимают с В уровнем или 3. Короче, где правда, я так и не поняла. Но я буду учить до уровня 3. На всякий случай.

    ОтветитьУдалить
  4. У меня два вопроса. Существуют ли выпускные экзамены аналог наших "госов"? Сколько по времени они длятся?
    Легко ли найти работу по специальности студенту старших курсов? Существует ли тесная взаимосвязь между HR компаний и университетом?
    Если студентка оказалась на сносях, ей дадут академотпуск, затем доучиться? Сколько длится академотпуск? Он оплачивается?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Не прошло и недели, как я приняла решение не отвечать пока на эти вопросы. На первый вопрос я пока подробного ответа не знаю. Знаю, что госов точно нет. Есть диплом, который пишут-пишут-пишут. А про второй вопрос я "зарубочку" себе сделала в блокноте, в январе об этом расскажу.

      Удалить
  5. Я доучивала шведский в 2012 году SAS B, мы были последние по старой системе. Нам объявили в январе 2012, что для поступления в университет в 2012 достаточно будет SAS B. В дальнейшем же потребуется SAS 3.Предупредили, что те кто не сдаст экзамен будут вынуждены продолжать учебу по новой системе. Так что те кто учит svenska по новой системе должны иметь Svenska 3 для поступления в универ.

    ОтветитьУдалить